Как изменился рынок B2B-музыки весной 2022 года

Рассказываем о главных тенденциях в музыкальной индустрии на B2B-рынке.

Оглавление

Новая музыка недоступна российским слушателям

В начале марта «большая тройка» мейджор-лейблов — UniversalSony и Warner — приостановила свою работу в России. Вслед за ними на текущую ситуацию отреагировали стриминговые сервисы: Spotify и Deezer ограничили свою работу в РФ, а стриминг Apple Music стало невозможно оплатить из-за ограничений Visa и Mastercard.

Из-за ограничений лейблов и зарубежных стриминговых сервисов пользователи в России остались без новой музыки. Так, например, в «Яндекс Музыке» и в «VK Музыке» нельзя послушать альбомы «Unlimited Love» Red Hot Chili Peppers, «Harry’s House» Гарри Стайлза и «Mr. Morale & The Big Steppers» Кендрика Ламара.

Временная приостановка работы мейджоров и ограничения в выходе новой музыки вызвали много вопросов у владельцев бизнесов. По данным Cubic Music, бизнесы сомневаются в том, что за музыку артистов из «недружественных» стран нужно продолжать платить в связи с тем, что мейджор-лейблы приостановили операционную деятельность на территории страны. К тому же, переводить лицензионные выплаты за коммерческое использование музыки стало объективно сложнее — большинство российских банков отключены от системы переводов SWIFT, а значит они не могут перевести деньги зарубежным правообладателям.

Президент подписал указ, регламентирующий порядок лицензионных выплат иностранным правообладателям

Чтобы рассчитываться за коммерческое использование музыки с правообладателями из «недружественных» стран, президент РФ Владимир Путин утвердил специальный указ «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми правообладателями». В нем говорится, что органы власти и резиденты страны смогут перечислять вознаграждения и иные платежи, связанные с исключительными правами, путем перечисления на специальный рублевый счет типа «О». Правообладатель сможет списывать деньги со специального счета после разрешения правительственной комиссии. Другими словами, в порядке выплат за музыку иностранных правообладателей ограничений не будет.

«Сейчас из-за санкций и отключения от SWIFT банковские переводы во многих случаях проблематичны. Благодаря указу российские платформы, например, музыкальные, смогут выполнять обязательства перед зарубежными правообладателями через открытый в российском банке специальный счет», — прокомментировал указ президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев.

Бизнесы предпочли контент без выплат музыке с лицензионными отчислениями

Впрочем, предпринятые меры государства не сделали ситуацию с выплатами яснее. Из-за отсутствия внятного ответа на вопрос «платить или не платить?» бизнесы тем не менее стараются реже использовать в коммерческих целях музыку от зарубежных мейджор-лейблов и все чаще интересуются авторской музыкой без выплат.

Чтобы помочь владельцам бизнесов разобраться в текущей ситуации, сервис Cubic Music запустил юридические консультации: теперь владельцы сервиса могут отдельно рассказать, что происходит в области защиты авторских прав, нужно ли платить за музыку и в каком порядке происходят выплаты зарубежным правообладателям со стороны ОКУПов.

«Мы наблюдаем снижение активности клиентов в выборе популярных каталогов. Оно связано, как мы предполагаем, с отсутствием понятного информационного фона. В связи с этим бизнес занимает выжидательную позицию.

Наравне с этим многие бизнесы продолжают использовать популярные каталоги, потому что понимают, что музыка — это существенная часть их брендинга. Также все больше пользователей выбирают лицензионные каталоги без отчислений, стараясь максимально сэкономить на контенте.

Так как ситуация в данный момент на рынке музыки для бизнеса неоднозначная — при этом никто не отменял статьи ГК, регламентирующие выплаты за коммерческое использование музыки — мы запустили сервис юридических консультаций. Мы хотим, чтобы бизнесы точно знали, как использовать музыку, чтобы не получить штраф, какие есть типы контента и что вообще происходит в данный момент в области защиты авторских прав», — комментирует Дима Яковлев, руководитель Cubic Music.

Еще статьи
Мы используем cookie и собираем ваши данные в соответствии с политикой конфиденциальности. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.